Water Initiatives Support Program (WIS)


BACKGROUND

Currently, the Central Asian countries are facing challenges in both water governance and water management systems. These are characterized by inefficient irrigation and drainage network, outdated legislative and normative documents and agreements at all levels, lack of awareness on the most pressing issues in water management and their solutions, insufficient involvement and participation of local communities in water management, and lack of incentive-based economic tools to support basin ecosystems.

In Central Asia, there are hundreds of small transboundary river basins (STR), which accommodate about 1/7 of total population and provide 30-35% of water for irrigation. However, issues of STRs are not considered in the existing system of joint transboundary water management. Agreements on water allocation or water sharing of the Soviet period are in force; however, in most cases, these agreements are violated by parties. Almost all the small rivers have worn out hydrological posts or they are missing; there are no automatic and water metering equipments; maps of the current state of irrigated areas, pastures, degraded land, etc. are out of date. As a result of neglected STRs, there is much deterioration in the river basins, which has a huge impact on local communities.

APPROACH

  • Think globally – act locally: Introduction of integrated water resources management (IWRM) principles and practices on small transboundary watersheds in Central Asia
  • Multi-stakeholder participation: Strengthening involvement of regional, national, and local stakeholders in development and management of transboundary watersheds through establishment of regional and national working groups, as well as, small basin councils in which local communities are involved.
  • Training and capacity building in water sector: Analyzing capacity needs; development of training materials, and conducting seminars and trainings on IWRM principles, basin planning, water efficiency and productivity, payments for ecosystem services, economic and financial tools, adaptation to climate change in water sector, and other best practices. In addition, WIS develops publications, handbooks on basin planning for all the Central Asian countries.
  •  Continuous public awareness raising: Awareness raising on the most pressing water issues and their solutions, through development and dissemination of informational materials (posters, video and photo materials), awareness raising campaigns, organization of demonstration and study tours to project sites.
  • Innovative solutions: Testing effectiveness of innovative incentive-based economic and financial tools into environmental governance through application of Payment for Ecosystem Services, and other best practices.


OUR PARTNERS

Within Central Asia, CAREC’s Water initiative support program cooperates with the ministries of water, agriculture, environmental protection, emergency situations, hydrometeorological agencies, as well as, with local authorities, basin councils, NGOs, farmers, water users, local communities.

The main donors of the program projects are UNECE, USAID, GIZ, Ministry of Climate and Environment of Norway, UNDP, European Commission, World Bank and World Bank institute, FAO, Government of Finland, and IWMI.

KEY RESULTS

• Water quality and environmental aspects:

o From 2003 to 2010, WIS implemented a project on clean drinking water supply in small villages in Almaty Oblast, Kazakhstan. As a result, the water supply systems of 10 villages were reconstructed, 10 water users’ cooperatives were organised and more than 11,000 people gained access to potable water;

o In the frame of “Water quality in Central Asia” project (2009-2012), basic water quality monitoring model including five parameters was developed and is a tangible step towards harmonization of water quality monitoring and information exchange in practical terms;

o Diagnostic report and a plan of development cooperation «Development of regional cooperation ensuring water quality in Central Asia» was developed. The plan includes a step-by-step plan on development of effective and coordinated national policy based on aspects of water quality in accordance with integrated management of water resources in Central Asia. The plan is confirmed by Central Asian countries;

o Coordination of joint assessments, monitoring and information exchange on water quality was improved in two transboundary rivers – Talas (shared between Kazakhstan and Kyrgyzstan) and Vakhsh (Tajikistan);

• Transboundary cooperation:

o Ili-Balkhash Basin Integrated Management Plan was developed and accepted by the Government of Kazakhstan; in addition, trilateral international agreement on Ili-Balkhash Basin between Kazakhstan, China and Kyrgyzstan was drafted and accepted by the Government of Kazakhstan as a legal basis for transboundary integrated management of Ili-Balkhash Basin;

o IWRM Plan for Aral-Syrdarya Basin was developed and approved by the Aral-Syrdarya Basin council. The plan serves as a basis for development of Aral-Syrdarya basin and ecosystems;

o Local stakeholders’ committees/small basin councils established in three small watersheds (2 transboundary: Isfara and Aspara river basins, 3 national: Ugam (KZ) and 2 irrigation zones in Kazakh part of Aral-Syrdarya Basin) for promotion and development of joint transboundary action plans for sustainable development of watersheds. Stakeholders include: national and local authorities, local communities, water users, farmers, NGOs, local business, and other interest groups;

o IWRM Plans for Isfara (Kyrgyzstan and Tajikistan), Aspara (Kazakhstan and Kyrgyzstan) and Ugam (Kazakhstani part) was developed and approved by local communities, local authorities and on national level.


• Training and capacity building for water sector

o Development of a training module on water quality in Central Asia and its approbation on university students in Kazakhstan and Kyrgyzstan, April-May 2012;

o “Central Asian Leadership Programme on Environment for Sustainable Development” (CALPESD) was initiated by UNEP and CAREC successfully conducted in 2010-2014 and planned for 2015-2017. The program included subjects on IWRM, basin planning, drinking water, water quality. Participants of the CALPESD are emerging leaders and professionals from government, private sector and civil society across Central Asian countries and Afghanistan;

o Development of a handbook on basin planning for water practitioners and water users all the Central Asian countries. 


• Knowledge hub and cooperation platform

o Networking with educational institutions in Central Asia and abroad in order to establish a regional knowledge platform “center of excellence” in Central Asia on land and water resources management for climate-smart agriculture to provide sustainable transfer of knowledge and skills through an increased institutional capacity and improved quality of educational programmes and knowledge-sharing skills;

o Development of a knowledge portal on basin planning and support experience exchange among water management practitioners: www.riverbp.net;

o Integrating efforts of various stakeholders for dissemination of best practices and knowledge;

o Established & supported by CAREC, and functioning since 2010 the joint national and regional working groups on water quality and IWRM, which include representatives of ministries of water management, environmental protection, health care, emergency situations, and hydrometeorological services of all Central Asian countries, as well as, independent experts.


• Analytical works

o Analytical report on baseline key features and characteristics of Ile-Balkhash river basin, developed within the project of EU “Development of integrated management plan for Ile-Balkash basin, Kazakhstan”, 2007

Regional report on water quality in Central Asia:

o Diagnostic report and cooperation development plan “Development of regional cooperation to ensure water quality in Central Asia”, developed within the project of UNECE “Water quality in Central Asia”, 2012

National reports on assessment of legal and institutional frameworks for integrated water resources management and river basin planning

o National report on assessment of legal and institutional frameworks for integrated water resources management and river basin planning in the Republic of Kazakhstan, developed within the project of USAID “Stakeholders’ partnerships in collaborative policymaking: Fostering transboundary cooperation on small watersheds in Central Asia”, 2013 o National report on assessment of legal and institutional frameworks for integrated water resources management and river basin planning in Kyrgyz Republic, developed within the project of USAID “Stakeholders’ partnerships in collaborative policymaking: Fostering transboundary cooperation on small watersheds in Central Asia”, 2013 o National report on assessment of legal and institutional frameworks for integrated water resources management and river basin planning in Tajikistan, developed within the project of USAID “Stakeholders’ partnerships in collaborative policymaking: Fostering transboundary cooperation on small watersheds in Central Asia”, 2013


For more detailed information, please contact:
Yekaterina Strikeleva
Program Manager Water Initiatives Support Program
Regional Environmental Centre for Central Asia (CAREC)
40, Orbita-1, Almaty 050043, Republic of Kazakhstan
T: +7 (727) 265 43 42, 265 43 27
F: +7 (727) 265 30 25

E: estrikeleva@carececo.org
W: www.carececo.org



Back to the list

Программа поддержки водных инициатив (ПВИ)

Программа поддержки водных инициатив (ПВИ)

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

На сегодняшний день страны Центральной Азии столкнулись с острыми проблемами и вызовами в области регулирования и управления водными ресурсами. К ним относятся неэффективные ирригационные и дренажные системы, устаревшие законодательные и нормативные документы и соглашения на всех уровнях, недостаток осведомленности о наиболее актуальных проблемах в управлении водными ресурсами и методов их решений, недостаточное вовлечение и участие местных сообществ в управлении водными ресурсами, недостаток стимулирования на основе экономических инструментов для поддержки бассейновых экосистем.  

В Центральной Азии существуют около сотни небольших бассейнов трансграничных рек, на которых расположены около 1/7 от общей численности населения и которые обеспечивают 30-35% воды для орошения. Тем не менее, проблемы малых рек не рассматриваются в существующей системе совместного управления трансграничными водными ресурсами. Соглашения о распределении воды или совместном использовании водных ресурсов советского периода все еще имеют силу, однако, в большинстве случаев, условия этих соглашений были нарушены сторонами. Почти на всех малых реках гидрологические посты либо отсутствуют, либо находятся в изношенном состоянии; нет оборудования по автоматическому учету воды, карт текущего состояния орошаемых земель, пастбищ, деградированных земель и т.д. Как результат недостатка внимания к проблемам малых трансграничных рек ситуация значительно обострилась и это прежде всего сказывается на населении бассейнов.

     

ПОДХОДЫ

Мыслить глобально - действовать локально: внедрение принципов и практик интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) на малых трансграничных водоемах в Центральной Азии.

Участие всех заинтересованных сторон: участие региональных, национальных и местных заинтересованных сторон в разработке и рационального использования трансграничных водоемов через создание региональных и национальных рабочих групп, а также, малых бассейновых советов, в которых участвуют местные общины.

Обучение и повышение потенциала в водном секторе: анализ потребностей в повышении потенциала местных жителей; разработка учебных материалов, а также проведение семинаров и тренингов по ИУВР, бассейновому планированию, эффективному использованию водных ресурсов и производительности, плате за экосистемные услуги, экономическим и финансовым инструментам, адаптации к изменению климата в водном секторе, и другие лучшим практикам. Кроме того, Программа поддержки водных инициатив разрабатывает публикации, справочники по бассейновому планированию для всех стран Центральной Азии.

Непрерывное повышение уровня информированности общественности: повышение осведомленности по наиболее актуальным водным проблемам и путям их решений, посредством разработки и распространения информационных материалов (плакаты, видео и фото материалы), информационно-просветительские кампании, организация демонстрационных и учебных поездок в места осуществления проектов.

Инновационные решения: тестирование эффективности инновационного стимулирования на основе экономических и финансовых инструментов в экологическом руководстве путем применения платежей за экосистемные услуги, и других лучших практик.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I Качество воды и экологические вопросы: стандарты качества воды, состояние водных ресурсов, меры по улучшению, механизмы сотрудничества, платежи за экосистемные услуги (ПЭУ)

II Трансграничное сотрудничество: на малых бассейнах, для местных общин, работа по конвенциям, работа с различными заинтересованными сторонами по бассейновому планированию, создание региональных рабочих групп

III Обучение и развитие потенциала в водном секторе: тематические учебные модули, справочники, инфографика, компакт-диски и книги

IV Учебно-информационный центр и платформа для сотрудничества. Партнерство с научными/учебными институтами в ЦА; взаимодействие с Региональными организациями ЦА; поддержка информационных порталов

ПАРТНЕРЫ

В пределах центрально-азиатского региона программа Поддержки Водных инициатив РЭЦЦА сотрудничает с министерствами водных ресурсов, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, чрезвычайных ситуаций, гидрометереологическими агентствами, также как с местными органами власти, бассейновыми советами, НПО, фермерами, водопользователями и местными общинами.

Основными донорами проектов РЭЦЦА являются UNECE, USAID, GIZ, Министерство окружающей среды и климата Королевства Норвегии, UNDP, Европейская Комиссия, Всемирный банк и Институт Всемирного банка, FAO, Правительство Финляндии, IWMI и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ

·         Качество воды и экологические аспекты:

  • С 2003 года по 2010 программа ПВИ реализовала проект по системе питьевой воды чистой в селах Алматинской области, Казахстан. По результатам проекта системы питьевого водоснабжения в 12 селах были реконструированы, образованы 12 кооперативов водопользователей и более 12500 человек получили доступ к питьевой воде;
  • В рамках проекта «Качество воды в Центральной Азии» (2009-2012), была создана базовая модель мониторинга качества воды, включающая пять параметров; была разработаны шаги к гармонизации мониторинга качества воды и обмена информацией в практических условиях
  • Был разработан диагностический отчет и план сотрудничества в области «Развитие регионального сотрудничества, обеспечивающее качество воды в Центральной Азии». План включает в себя шаги по развитию эффективной и скоординированной национальной политики, основанной на аспектах качества воды в соответствии с интегрированным управлением водными ресурсами в Центральной Азии. План утвержден в странах Центральной Азии;
  •  Координация совместных оценок, мониторинга и информационного обмена по качеству воды была улучшена в двух трансграничных реках – Талас (между Казахстаном и Кыргызстаном) и Вакхш (Таджикистан).

·         Трансграничное сотрудничество:

  • Или-Балхашский План интегрированного управления бассейном был разработан и принят Правительством Казахстана; в дополнение, трехстороннее международное соглашение между Казахстаном, Китаем и Кыргызстаном было составлено и принято Правительством Казахстана как основа для трансграничного интегрированного управления в Или-Балхашском бассейне;
  • План ИУВР был разработан для Арало-Сырдарьинского бассейна и одобрен Арало-Сырдарьинским Бассейновым Советом. План служит основой для развития Арало-Сырдарьинского бассейна и экосистемы;
  • Малые бассейновые советы/комитеты с участием местных заинтересованных сторон были созданы в трех малых водоразделах (две трансграничные реки Исфара и Аспара, три национальные: Угам (на территории Казахстана) и две ирригационные зоны в казахстанской части Аральского-Сырдарьинского бассейна) для составления и развития совместных трансграничных планов действий и для устойчивого развития водоразделов. Заинтересованные стороны включают в себя: национальные и местные органы власти, местные общины, водопользователей, фермеров, НПО, местный бизнес, и другие заинтересованные стороны; (более подробная информация на сайте ( www.riverbp.net/pools/profiles )
  • Планы ИУВР для рек Исфара (Кыргызстан и Таджикистан), Аспара (Казахстан и Кыргызстан) и Угам (Казахстанская часть) были разработаны и одобрены местным сообществом, местными органами власти, а также на национальном уровне.(www.riverbp.net/library/publications)


Заседание совместного МБС Исфара

·         Тренинги и повышение потенциала в водном секторе

  • Разработано пособие по бассейновому планированию для специалистов и водопользователей стран Центральной Азии.
  • "Центрально-азиатская программа лидерства по охране окружающей среды для устойчивого развития" (CALPESD) была инициирована ЮНЕП и РЭЦЦА, успешно проведена в 2010-2014 годах, а также планируется в 2015-2017 годах. Программа включала предметы на ИУВР, бассейновому планированию, питьевой воде, качеству воды. Участниками CALPESD являются лидеры и профессионалы из правительства, частного сектора и гражданского общества в разных странах Центральной Азии и Афганистане;
  • Разработан учебный модуль по качеству воды в Центральной Азии, а также проведена его апробация на студентов в Казахстане и Кыргызстане, апрель-май 2012 года;


·         Центр знаний и платформа сотрудничества

  • Создание академической сети с участием учебных заведений Центральной Азии и дальнего зарубежья в целях создания региональной платформы знаний "центр передового опыта" в Центральной Азии по управлению земельными и водными ресурсами для «умного» сельского хозяйства, чтобы обеспечить устойчивую передачу знаний и навыков через повышение институционального потенциала и улучшение качества образовательных программ и навыков обмена знаниями;
  • Разработка портала знаний по планированию бассейнов и поддержки обмена опытом между специалистами-практиками в области управления водными ресурсами: www.riverbp.net;
  • Объединение усилий различных заинтересованных сторон для распространения лучших практик и знаний;
  • Созданы и поддерживается РЭЦЦА (функционирует с 2010 года) совместные национальные и региональные рабочие группы по качеству воды и ИУВР, которые включают в себя представителей министерств водного хозяйства, охраны окружающей среды, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций и гидрометеорологические службы всех стран Центральной Азии , а также независимых экспертов.

·         Аналитическая работа

Аналитический отчет по ключевым особенностям и характеристам Или-Балхашского бассейна разработан в рамках проекта ЕС «Развитие комплексного плана управления для Или-Балхашского бассейна, Казахстан", 2007

Региональный отчет по качеству воды в Центральной Азии:

Диагностический отчет и план развития сотрудничества «Развитие регионального сотрудничества для обеспечения качества воды в Центральной Азии", разработан в рамках проекта "Качество воды в Центральной Азии" ЕЭК ООН, 2012

Национальные отчеты по оценкам институционально-законодательных рамок для ИУВР и бассейнового планирования (www.riverbp.net/library/publications)

  • Национальный доклад по оценке правовых и институциональных рамок для комплексного управления водными ресурсами и планирования речных бассейнов в Республике Казахстан, разработан в рамках проекта «Партнерство заинтересованных сторон в формировании совместной политики: содействие трансграничному сотрудничеству на малых водоразделах в Центральной Азии" USAID, 2013;
  • Национальный доклад по оценке правовых и институциональных рамок для комплексного управления водными ресурсами и планирования речных бассейнов в Кыргызской Республике, разработан в рамках проекта «Партнерство заинтересованных сторон в формировании совместной политики: содействие трансграничному сотрудничеству на малых водоразделах в Центральной Азии" USAID, 2013;
  • Национальный доклад по оценке правовых и институциональных рамок для комплексного управления водными ресурсами и планирования речных бассейнов в Республике Таджикистан, разработан в рамках проекта «Партнерство заинтересованных сторон в формировании совместной политики: содействие трансграничному сотрудничеству на малых водоразделах в Центральной Азии" USAID, 2013.

Публикации www.riverbp.net/library/publications

За дополнительной информацией обращайтесь:


Екатерина Стрикелева
Менеджер проекта Smart Waters
Поддержки водных инициатив (ПВИ)

40, Orbita-1, 050043 Almaty
Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.275)
Mob: +777788889075                                  estrikeleva@carececo.org
www.carececo.org
www.riverbp.net

 
009_rustam.JPG

 

Рустам Исаходжаев
Заместитель менеджера  проекта Smart Waters
Поддержки водных инициатив (ПВИ)

40, Orbita-1, 050043 Almaty
Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.192)           

rissakhojayev@carececo.org
www.carececo.org
www.riverbp.net


Анна Иноземцева
Ведущий специалист
Поддержки водных инициатив (ПВИ)
40, Orbita-1, 050043 Almaty

Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.191)
Mob: +7705 984 94 45                                  ainozemtseva@carececo.org
www.carececo.org
www.riverbp.net


Таис Резникова
специалист программы
Поддержки водных инициатив (ПВИ)                             

40, Orbita-1, 050043, Almaty Republic of Kazakhstan                         
Tel: +7727 265 4333; 265 4334 (ext.192)                                                 
Mob: +7778 900 2814 (mob)                         treznikova@carececo.org                                www.carececo.org                                                      www.riverbp.net

  murat2.jpg  

Якубов Мурат                                                            Специалист по мониторингу и оценке проекта Smart Waters
Поддержки водных инициатив (ПВИ)                                  

40, Orbita-1, 050043 Almaty
Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.199)
myakubov@careeco.org
www.carececo.org
www.riverbp.net               

Саид Шарипов                                                             специалист программы
Поддержки водных инициатив (ПВИ)                                  

40, Orbita-1, 050043 Almaty
Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.193)
Mob: +770772244000                                    ssharipov@carececo.org
www.carececo.org
www.riverbp.net               


Асель Амит                                                           

Специалист программы
Поддержки водных инициатив (ПВИ)                               

40, Orbita-1, 050043 Almaty
Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.190)
Mob:                                               aamit@carececo.org
www.carececo.org
www.riverbp.net

   

Динара Ауелбекова                                        

Ассистент программ ,Программы Поддержки водных инициатив (ПВИ)                            

40, Orbita-1, 050043 Almaty
Republic of Kazakhstan
Tel: +7727 265 4333; 265 4334  (ext.190)

Mob. +77789712777
dauelbekova@carececo.org 
www.carececo.org
www.riverbp.net


Фарход Абдурахманов

Странавой офис- Таджикистан
Специалист проекта «Smart Waters»
mob:+992918114440
fabdurakhmonov@carececo.org
www.carececo.org


Зуура Мамадалиева

Странавой офис- Кыргызстан
Специалист проекта «Smart Waters»
Phone:  +996312543876
Mobile: +996707260907
zmamadalieva@carececo.org

жусупбек.png

Джусипбек Казбеков

Странавой офис- Узбекистан
Специалист проекта «Smart Waters»    
Tel: +998712708259
Mob:+998712773787

jkazbekov@carececo.org

Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) 

40, Орбита-1, Алматы 050043, Республика Казахстан
Tел: +7 (727) 265 43 42, 265 43 27
Факс: +7 (727) 265 30 25
www.carececo.org




Назад