ПАРАГРАФ 46: Ольга Пилифосова о важности национальных планов по вопросам изменения климата

Дата публикации: 21 июня 2017

ПАРАГРАФ 46: Ольга Пилифосова о важности национальных планов по вопросам изменения климата

В начале июня этого года в Ашхабаде прошел Центрально-Азиатский Международный Экологический Форум, организованный РЭЦЦА совместно с Государственным комитетом Туркменистана по охране окружающей среды и земельным ресурсам.  В течение трех дней ведущие эксперты государственных, научных, общественных и международных организаций рассматривали региональные проблемы охраны окружающей среды, в том числе вопросы адаптации к изменению климата.

О том, что сегодня необходимо знать, и какие ресурсы страны Центральной Азии могут использовать для реализации национальных планов по вопросам изменения климата – в нашей беседе с г-жой Ольгой Пилифосовой, менеджером программы по адаптации Секретариата Рамочной конвенции об изменении климата ООН.


- Ольга, тема Центрально-Азиатского Международного Экологического Форума – «Изменение климата и водное сотрудничество в контексте устойчивого развития в Центральной Азии» – ясно отражает повестку региона, которую как раз полезно рассматривать на таких общих диалоговых площадках. Однако в чем выражена важность этого мероприятия именно для вас?  

- Во-первых, форум интересен для меня, как для представителя международной организации, поддерживающей страны в осуществлении решений, которые были приняты в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее РКИК ООН). Это возможность получать информацию, что называется, из первых рук: в каких странах и регионах какие вопросы сейчас являются приоритетными, какие барьеры существуют для осуществления решений и какие дополнительные возможности.

Во-вторых,  меня попросили в своем выступлении рассказать о ключевых аспектах международных процессов – РКИК ООН и связи с Целями устойчивого развития 2030 (ЦУР). Мне представляется это очень важным, так как это возможность проинформировать участников, которые вовлечены непосредственно в осуществление политики и мер по адаптации к изменению климата. Поделиться тем, что на наш взгляд  может им помочь в наиболее эффективном осуществлении этих мер.

У меня сложилось впечатление, что страны региона не всегда и не до конца используют то, что они действительно могут получить в рамках поддержки определенной в Парижском соглашении. А это и техническая поддержка, и обмен знаниями, которые предоставляются нашим процессом, и выработка согласованной позиции на переговорах, и, конечно, финансовая поддержка.

- В таком случае, пожалуйста, перечислите области, скажем, «точки роста», на которые странам Центральной Азии следует обратить особое внимание?

- В своем выступлении я говорила о необходимости составления национальных планов по адаптации. Почему это так важно?

Сегодня мы видим много проектов, которые позволяют  решить и изучить возможности адаптации на примере отдельно взятой проблемы. Это хорошо, но невозможно осуществлять меры, которые были бы  устойчивыми и связанными с общими ЦУР, если нет системного подхода, основанного на анализе национальных особенностей, региональных нужд, основных приоритетов, на глубокой технической разработке проектов, которые будут частью большого национального адаптационного плана.

Элементы таких планов уже есть в странах региона. Кажется, что можно собрать все вместе в единый документ, который представляет национальный план для того, чтобы его представить в секретариат для регистрации. Есть возможность получения доступа к финансированию через Зеленый климатический фонд и для разработки и для осуществления планов.

Мы знаем, что с 2020 года странам будет предоставлено до 100 миллионов долларов в год для осуществления мер по вопросам климата. Половина должна будет использована на поддержку  адаптации. Это немало! Каждая развивающаяся страна может заявить о своей потребности на использование этих денег. Но что страна предъявит для обоснования заявки? Если у страны нет прозрачного, надежного, подготовленного на базе утвержденного руководства РКИК ООН, и подтверждённого всеми сторонами на национальном уровне плана адаптации на руках, ,такая ситуация может снова привести к разрозненным проектам, которые могут быть полезными, но не решают проблему в корне.

А то, что планы по адаптации должны финансироваться утверждено Парижским соглашением: параграф 46 ясно говорит, что Зеленый климатический фонд призван усилить поддержку проектам, программам, которые включены в национальный план по адаптации. Не в какие-то другие, а именно в национальный план.

И еще один аспект: в настоящее время в пост-Парижском процессе РКИК ООН проходят переговоры, которые уточняют механизмы и правила осуществления соглашения. Поддерживая эти переговоры, мы пока не видим общей координированной работы со стороны группы от стран Центральной Азии, влияния на процесс глобальных переговоров.

- То есть можно сказать, что эта ситуация – необходимость общего видения стран ЦА себя, как региона?

- Из выступлений участников здесь, на форуме, можно сказать, что такое видение возможно было бы полезно по ряду вопросов.  Какие-то технические вопросы страны уже могут решать совместно, например, скоординировать подход к донорским организациям, возможно, есть и вопросы региональной политики которые стоит вынести на международный уровень, не в плане противопоставления, а в плане конструктивного вклада региона в международное сотрудничество.

- Вы сейчас говорите про региональное сотрудничество в некоторых его формах. Какие из них вам кажутся наиболее эффективными?

- Не мне, наверное, советовать какие в этом регионе необходимы специфические формы, но есть элементы, которые представляются важными для любого сотрудничества. Во-первых, нужно, чтобы конечная цель была ясной: куда мы идем, что мы хотим достичь – это не только прекрасное будущее вообще, а как оно будет проявляться в конкретных индикаторах.

Второе, важно отслеживать, как эти региональные усилия соответствуют тем тенденциям, которые решены странами на глобальном уровне. В этом смысле, Парижское соглашение было беспрецедентным: для его обсуждения и принятия собрались главы государств почти всего мира. Ни один процесс в мире – ни война, ни торговля, ни финансовые договоренности – не сделал этого ранее. Решилось что-то по-настоящему глобальное – то, что должно задеть все страны без исключения, поэтому и нужно держать руку на пульсе международного движения.

- Про Парижское соглашение. Сейчас мы постоянно слышим о нем с политических трибун, оно появляется почти в каждой новостной сводке – я говорю, конечно же, о выходе США из Парижского соглашения. По словам главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, несмотря на это, процесс исполнения соглашения продолжается в том же русле. Так, например, в начале июня, Пекин и ЕС уже проинформировали мировое сообщество о своих планах по выполнению обязательств в рамках Парижского соглашения. Вы, со своей стороны, как оцениваете эту ситуацию? Каких последствий следует ожидать?

- Здесь важно, без лишних эмоций, понимать, что есть несколько аспектов этого явления. Как сотрудник секретариата, я не могу, во-первых не упомянуть о юридической процессуальной стороне. Вот объявила страна, что хочет выйти из Парижского соглашения после его ратификации. Выйти из него прямо завтра ни одна страна не может - на самом деле фактически заявление о выходе осуществится только через три года после того, как соглашение было ратифицировано, то есть для США в 2019. И еще год на сам выход.

Во-вторых, в заявлении президента США было сказано, что страна хочет открыть и пересмотреть это соглашение, начать новые переговоры, внести изменения. Такое предложение может внести любая страна, и изменения могут быть внесены, если будет согласие всех сторон конвенции, так как  Парижское соглашение, как и конвенция ООН, работает по принципу консенсуса.  

Третье, нам нужно еще проанализировать какие именно изменения предлагаются.  Было очень много риторики в объявлении и политических заявлений, но мы не можем сейчас говорить о конкретных  последствиях для процесса, как такого.

Если же говорить о существе дела, нужно понимать, что Парижское соглашение – это не филантропия, это соглашение отражающее  геополитические и экономические реалии. Страны, экономические сообщества, бизнес – большинство приняли курс на масштабные структурные изменения энергетики, переход с ископаемых на альтернативные источники энергии. По данным многих экспертов и международных обозревателей, использование ветра и солнца уже сейчас во многих случаях дешевле, чем производство энергии на базе ископаемых топлив. Этот процесс, как и соответствующие технологии, продолжает стремительно развиваться, и остановить его вряд ли возможно. Для примера, более двадцати крупнейших мировых корпораций, более сотни крупнейших городов уже взяли курс на трансформацию экономики на базе “зеленой” энергетики.  По ряду прогнозов, возобновляемые источники во многих странах мира буду полностью доминировать уже через пару десятков лет.    

Еще одна сторона заявления президента США, как ни парадоксально, оно оказалось позитивным триггером: многие страны уже заявили о том, что они увеличивают, а не просто сохраняют, свои усилия по выполнению своих национальных обязательств по Парижскому соглашению. Некоторые страны, подписавшие, но ранее не очень активно поддерживающие его, гласно выступили в поддержку.  В самих Соединенных Штатах крупный бизнес и ряд штатов, население которых составляет более одной пятой населения США, объявили о полной поддержке и продолжения и усилению осуществления мер по развитию чистой энергетики.   Ну а действия по адаптации к меняющемуся климату никем не оспариваются.

- Давайте в заключение уточним: вы упомянули, что видите возможность более активного использования странами региона поддержки предоставляемой соответствующими фондами и институтами для работы в области адаптации. Учитывая то, что вы увидели и услышали, какие ваши дальнейшие действия?

- Как обычно, по приезду в секретариат,  мы представляем отчет, и определяем какие моменты резонируют с нашей работой. Один из выводов, которым я хотела бы поделиться – это необходимость дальнейшего развития распространения информации и поддержки работы по национальным планам по адаптации и важности региональных аспектов в этом процессе. Я также надеюсь, что и некоторые наши рекомендации, включенные в мою презентацию, окажутся полезными и найдут отражение в дальнейшей работе форума.

 


  Назад